Бедную Diablo пытались убить уже столько раз, что у нее выработался иммунитет к магии, мечам и лукам. Поэтому многие игры пытаются обмануть ее, хитростью занять трон королевы. То Титаны приходили и вместо обнаженного лезвия показывали томик Гомера. Мол, красиво писал, Греция, все такое. Почитаем вместе? Из Лондона приезжала делегация, рассказывала о полном Hellgate, который случился у них в подземелье. Даже отечественные разработчики задумывали покушение. Легенду выдумали о том, как простая кухарка стала демоном. Дескать, такая вот у нее была «Магия крови». Но все эти попытки никак не смогли уязвить Diablo. Как смотрела она на всех свысока, так и продолжила. Пока откуда-то издалека не послышался выстрел. Все обернулись, а в голове королевы красовалась аккуратная круглая дырочка.
Бить, бить, рубить, бить!
Начало, конечно, немного ироничное, но… На самом-то деле, ближе всех к «магии» Diablo, о которой очень часто говорят те, кто пытается анализировать феномен этой игры, приблизилась именно Borderlands. Хотя, на первый взгляд, ну какой же из нее наследник проекта от Blizzard? Пушки, пустошь, инопланетяне. С таким раскладом впору Fallout убивать…
Феномен же Diablo заключается в том, что при примитивном игровом процессе оторваться от мышки с клавиатурой практически невозможно. И дело никогда не заканчивается одним прохождением. Финальные титры – так, условность. Как подзагрузка нового уровня – посмотрели десять секунд, и снова в бой.
А секрет довольно прост. И его полностью «раскусили» разработчики из Gearbox. В Borderlands вполне стандартная ролевая система – убиваем монстров, получаем опыт, растем в уровнях и развиваем умения. В отличие от игр типа Gothic или Fallout, где драка вещь прикладная, в Borderlands она – сама цель. Мы можем по несколько часов только стрелять, подрывать, бить и обижать. Даже квесты здесь предельно просты. Надо просто из одной точки добраться в другую, что-то подобрать, кого-то найти. Ну и пока мы идем, постоянно встречаются враги, тысячи врагов.
Интересного сюжета – нет. Задания скучны. В битвах нет особой глубины. Так какого же черта? А все дело в том, что прямо на ваших глазах, без задержек и ожиданий, герой становится сильнее. Каждое убийство немного приближает вас к новому уровню, а значит, к новым умениям и большей мощи. Вдобавок, с противников постоянно сыпется какое-то оружие. 80% – ненужная ерунда. Но всегда есть шанс, что вот сейчас что-то хорошее да появится. Причем если вы взяли новый автомат, то сразу увидите, насколько он лучше предыдущего. Уже через пять секунд те же самые бандиты станут дохнуть быстрее. Потому и квесты вы не пропускаете, ибо за них сулят хорошую награду. И боссов обожаете, поскольку с них всегда падает что-то особенное, сильное и необычное.
Просто же все? Вот и многие разработчики так думают. Выпускают десятки подобных проектов, но не один из них не может столь же сильно зацепить, как Diablo. Хотя, вроде бы, все составляющие есть: интерфейс, как у прародителя, море мечей и посохов, вид сверху, классы практически такие же, даже некоторые монстры и квесты похожи. Но «магии» нет, миллион раз проходить не хочется.
И вот появляется наглая Borderlands. Ни о каких покушениях не помышляет, выглядит совсем иначе – вид от первого лица, да стиль акварельный, как в Bad Day L.A.. И без единого меча он пришел, без захудалого кинжальчика – исключительно с огнестрелом ходит. И все происходит не в темном царстве-государстве, а в какой-то пустыне. Но, черт же побери, я не могу досчитаться 30 часов жизни, которые незаметно своровала игра всего за несколько дней! И не знаю, сколько еще она заберет сегодня, завтра, через месяц... Разработчики смогли сделать главное – они разбудили манчкина внутри приключенца. И пока он не получит все самое лучшее, пока не убьет финального босса на высшем уровне сложности и не найдет самую мощную пушку – он не уснет.
Герои пустоши
И что еще сильно привлекает в Borderlands, так это то, что помимо индивидуального развлечения, можно еще путешествовать по пустоши вместе с друзьями, в кооперативе. Разработчики поощряют командные приключения, и если вы бегаете с другими пользователями, то и вещей выпадает больше, и персонаж растет в уровнях быстрее. При этом особенно хорошо, если все четыре места в игре четырьмя разными классами.
Разрешите представить – берсерк, солдат, охотник и сирена. У каждого из них есть примерная специализация, но на первых уровнях герои практически одинаковые. Только оружием и отличаются друг от друга. Охотник, разумеется, ходит со снайперской винтовкой, берсерк предпочитает дробовик, солдат автомат, а сирена – SMG.
Но одинаковыми персонажи будут недолго. Новые уровни дают очки развития, на которые улучшаются навыки, расположенные в трех ветках. И чем ниже стоит умение, тем оно сильнее и притягательнее. Но чтобы до него добраться, надо вложить определенное количество очков в ранние «слои». Ничего нового, а потому, как и везде, невозможно создать героя суперубийцу, который одним лишь грозным видом будет отправлять в акварельные ады квадриллионы противников.
У героев нет схожих умений, и уже уровню к седьмому они совершенно разные. Но даже если в вашей команде есть персонажи одного класса, не факт, что они будут братьями близнецами. Например, охотнику придется выбирать между тремя путями. Первый – самый очевидный, по нему идет классический снайпер. Увеличение урона при использовании винтовки, быстрее перезарядка, выше точность. Второй – выбор «животновода». Герой дружит с соколом, который помогает ему атаковать врагов. Если развить эту ветку, то птиц будет сражаться даже лучше хозяина. И последняя тропа – выбор эстета. Здесь расположились умения, отвечающие за урон из револьвера. Чувствуешь себя ковбоем, когда, не меняя барабан, кладешь сразу пяток противников.
У остальных героев тоже есть выбор специализации. Берсерк либо повышает живучесть, либо увеличивает силу рукопашных атак, либо становится более искусным во владении оружием. Солдат делает ставку на поддержку или же на нанесении урона. У сирены свои заморочки – но такого же типа.
И благодаря тому, что ветки три, можно всегда маневрировать, выбирать более интересное сочетание, а не просто специализироваться на чем-то узконаправленно. Охотник, который сражается только при помощи сокола, напоминает похотливого импотента. Но стоит сделать птицу помощником, который клюет противников, пока снайпер отстреливает им бошки – и картина уже совсем другая.
Новая сторона старого жанра
Мы уже так сильно привыкли, что в играх этого жанра надо драться на мечах, что Borderlands смотрится действительно новаторски. Да, до него был Hellgate London, который ежесекундно кричал о том, что он обязательно прищучит Diablo, но... С таким видом от первого лица можно было только стреляться, но никак не стрелять. Пушка четко посреди экрана, тесные помещения, в которых просто неудобно биться. Это был провал.
То ли дело Borderlands. Если вы просто запустите игру, не зная о жанре, то подумаете, что перед вами классический шутер. Причем шутер дорогой, первоклассный. И дело даже не в акварели (которая просто восхитительна), сама стилистика впечатляет. Многое явно позаимствовано из Fallout, но дай бог каждому так воровать чужие идеи...
Да и сами сражения реально «зажигают» вас. Когда вид сверху, вы просто активно тыкаете мышкой, лишь направляете героя. А здесь же каждый шаг, так сказать, в ваших пальцах на раскладке WASD. Огромная собака-мутант разбегается и прыгает прямо в лицо герою, два шага в сторону, она пролетает мимо, и вы всаживаете ей пол-обоймы в бочину. В перестрелках с бандитами прячетесь в укрытия, метаете гранаты, заходите с фланга. И практически никаких отличий от какой-нибудь Call of Duty. Разве что видно, сколько урона нанесли. Белые циферки постоянно отскакивают от противников. Но для поддержания уровня манчкинства в крови – это надо. Когда играешь с товарищами, постоянно слышишь, как кто-то начинает кричать, что какой он красавчик и сейчас одним выстрелом Т-А-А-А-КОЙ урон нанес.
Прям поражает, как умело смогли разработчики совместить два жанра. На форумах можно прочесть сообщения, в которых игроки жалуются – зачем из монстров постоянно что-то падает, на кой черт столько оружия надо? Просто не понимают, что перед ними совсем другого уровня проект. Это не классический шутер, не ошибитесь.
Но если вам главное – пострелять, то столько врагов вы едва ли найдете где-то еще. И если после массовой перестрелки в Call of Duty вы не испытываете какого-то особого удовлетворения, то здесь наоборот. Прибили двадцать монстров – получили много опыта, собрали патроны и деньги, нашли какое-то оружие. И что очень важно, даже на высоких уровнях вы прокачиваетесь очень быстро. Вспомните все MMORPG: когда только начал играть – весело. Ибо постоянно выскакивает сообщение «Level UP!», потом вы его видите раз в неделю, в месяц. В Borderlands же с 45 дойти до 50 (последняя точка) можно за несколько часов. Вот оно, самое главное достоинство проекта – он никогда не в тягость, здесь всегда весело. Рутины нет, есть только битвы, битвы, битвы.
Пятнадцать милльенов пушек здесь!!!
И это мы еще округлили. Разработчики заверяют, что их больше. Создатели хорошо знают, чем привлекает Diablo. Поэтому в Borderlands мы постоянно что-то находим. И поскольку действительно стоящих вещиц мало, то часто мы будем одну среднюю пушку менять на другую. Пока не найдем ту единственную, которой станем гордиться, как будто мы сами ее сконструировали.
Всего видов оружия здесь не так уж и много: автоматы, пистолет-пулеметы, винтовки, пистолеты, револьверы, дробовики и ракетницы. Зато, даже внутри, так сказать, «жанра» существует определенное деление. Винтовки бывают быстрые, но медленные, очень мощные, но с обоймой крошечной. При этом каждая пушка может обладать определенными эффектами. У одной повышенный урон, другая поджигает противника, третья порой выстреливает «молниями», у четвертой магазин расширенный. Все подтипы не перечислишь. Цифра с пятью нулями нам об этом намекает...
Но помимо разного рода обычного оружия, встречается здесь и элитное, по типу артефактов из Diablo. Оно падает с боссов и дается по сюжету. Такие пушки даже выглядят по-особенному. Есть и более простые, но тоже весьма занимательные. И чтобы указать игроку на уникальность той или иной вещицы, разработчики все оружие поделили по цветам. Белое – второй сорт, самое наиобычное. Зеленое – любопытно, часто – очень хорошо. Фиолетовое – высший класс, с кучей наворотов и интересностей. Оранжевое – легендарное.
Одно плохо – брони здесь как таковой нет. Есть только щиты (как у космических кораблей, которые принимают на себя урон), но они не так разнообразны, как доспехи в других ролевых играх. А потому с этой стороны Borderlands многое теряет.
Но даже с таким недостатком игру хочется проходить еще и еще. Каждый раз, когда вы начинаете заново, монстры подстраиваются под ваш уровень, становятся еще сильнее. Но квесты и местность не меняется. Возникает вопрос – зачем тогда возвращаться? Да чтобы найти еще оружие еще лучше, дабы еще сильнее насладиться перестрелками, когда в руках у вас великолепная фиолетовая пушка и монстров от нее просто в пыль разносит.
Так вышло, что Borderlands – это новый наркотик, который попал на наш рынок под видом шутера. Его не успели оклеймить очередным клоном Diablo, никто не ставил палки в колеса, и вот теперь у нас совсем нет свободного времени, и мы, как ошалевшие, по десять часов убиваем монстров и ищем лучшую из миллионов пушку. Обязательно попробуйте, но помните – в реальный мир тоже надо возвращаться. Мы это через силу теперь делаем.
Плюсы: отличный стиль, новаторский, нешаблонный; невероятная притягательность; боевая система, не уступающая боевикам от первого лица; реиграбельность.
Минусы: отсутствуют «доспехи»; порой низкоуровневые монстры немного достают; игра дает жить полноценной жизнью...